Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил рассмотреть вопрос применения на российских дорогах камер нового типа. Система, которая уже проходит тестовую эксплуатацию в Татарстане, определяет не скорость автомобиля в конкретной точке, а среднюю скорость машины на участке дороги. Такая технология применяется за рубежом и позволяет, как уверяют разработчики, существенно снизить аварийность на трассах. В ГИБДД к разработке относятся скептически: новые камеры просто обмануть, а использовать их можно только на прямых участках дороги. Вопрос применения новой системы фиксации нарушений ПДД рассматривался в пятницу на заседании комиссии правительства РФ по безопасности дорожного движения (ее возглавляет первый вице-премьер Игорь Шувалов). Заместитель премьер-министра Татарстана Асгат Сафаров представил систему «Автодория», разработанную одноименной компаний в Республике Татарстан. Работает она следующим образом: на участке дороги на отрезке от 500 м до 10 км устанавливаются две камеры, каждая из которых фиксирует номер автомобиля, время проезда и координаты. Затем эти данные поступают на сервер, после чего вычисляется средняя скорость движения машины между точками замера. «По итогам первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил рассмотреть и законодательно закрепить внедрение системы “Автодория” с правом субъектов федерации самостоятельно решать вопрос о ее использовании»,-- рассказали в секретариате господина Шувалова. Напомним, что камеры фиксации нарушений, отсылающие штрафы по почте автовладельцам, используются ГИБДД и региональными властями с 2008 года. Регионы закупают устройства по конкурсу. Сейчас по всей России установлено около 2,3 тыс. стационарных камер, помимо этого используется 3,6 тыс. мобильных комплексов. В Москве применяются камеры «Стрелка», в регионах — «Крис» и другие модели. В отличие от «Автодории», все эти устройства фиксируют скорость в определенной точке. Как рассказал «Ъ» гендиректор ООО «Автодория» Антон Куховаренко, предлагаемая система имеет ряд преимуществ перед традиционными комплексами фиксации нарушений. «Обычно водители резко тормозят перед камерами, создавая тем самым аварийную ситуацию, а затем опять едут с превышением,-- сказал он “Ъ”.-- Наша система избавляет водителей от необходимости делать резкие маневры, при этом больше дисциплинирует граждан. Второе преимущество — это стоимость. Сейчас региональные власти платят за установку камер, мы же предлагаем взять наши устройства в аренду вместе с обслуживанием, что дешевле». Предполагаемую стоимость аренды господин Куховаренко «Ъ» не назвал. За прошедший год в Казани и пригородах было установлено около 20 камер «Автодории» — сейчас они эксплуатируются в опытном режиме, а с 1 марта будут подключены к системе ГИБДД. При этом штрафы за нарушения присылаться пока не будут, поскольку нет соответствующей законодательной базы. Отметим, что московские власти сейчас тоже проводят эксперимент по тестированию дорожных камер («Ъ» сообщал об этом 18 февраля). На 106-м километре МКАД установлено несколько комплексов от разных производителей (включая «Стрелку»), которые меряют среднюю скорость потока. По итогам теста ГИБДД подведет итоги, какая камера работает точнее. Эксперимент стал реакцией мэрии на жалобу депутатов Госдумы, которые усомнились в корректности работы камер в столице. В ГИБДД пока скептически отнеслись к представленной в правительстве системе «Автодория». «Речь о таких камерах шла довольно давно, и мы сначала возражали,-- рассказали “Ъ” в Госавтоинспекции.-- Законодательных преград для использования этой системы нет, вся проблема именно в технологии определения скорости». В первую очередь, как говорят в ГИБДД, «Автодорию» проще обмануть, чем традиционную камеру: можно проехать весь участок с превышением, но несколько раз резко снизить скорость, тем самым среднеарифметическое значение будет в пределах разрешенных ограничений. Во-вторых, система использует привязку к ГЛОНАСС-координатам, а значит, новые камеры нельзя использовать на дорогах с поворотами, потому что скорость будет вычисляться неправильно (расстояние между двумя точками замера вычисляется по кратчайшему расстоянию, то есть по прямой). «Мы допускаем, что такие камеры можно использовать только на коротких прямых участках дорог — мостах, тоннелях или платных трассах»,-- считают в Госавтоинспекции. В ведомстве также отметили, что подобные системы применяются в Великобритании и Франции, однако там комплексы фиксации средней скорости обычно дублируются традиционными камерами, делающими замер в определенной точке дороги. Иван Буранов |
|